Домой / Ингредиенты / Картотека игр народов среднего поволжья «симбирские игры и забавы. Старинные русские народные игры Игры поволжья в подготовительной группе

Картотека игр народов среднего поволжья «симбирские игры и забавы. Старинные русские народные игры Игры поволжья в подготовительной группе

Подвижные игры народов Поволжья

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра - это одно из средств приобщения детей к народным традициям. Способствует выработке нужных моральных качеств, влияет на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, башкиры, мордва, марийцы. Каждый из этих народов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неоспоримый игровой фольклор.

Известно много форм по патриотическому воспитанию. В моей группе большое количество мальчиков, что необходимо учитывать в выборе форм и методов педагогической работы. Учитывая потребность мальчиков в высокой активной двигательной деятельности, я остановила свой выбор на ознакомлении детей с народностями Поволжья через национальные подвижные игры.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми. Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры, доступные детям среднего возраста. Создан фотоальбом «Национальные костюмы народов Поволжья», из которого дети узнали об особенностях национальной одежды. Была проведена беседа о народностях Поволжья. Закончилась эта работа спортивным досугом «Мы дети Поволжья». Дети с удовольствием играли в русские народные игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную игру «Круговой», чувашскую игру «Расходитесь». В процессе игровой деятельности дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Подборка подвижных игр народов Поволжья

в средней группе на учебный год

Сентябрь

Р.н.и. «У медведя во бору»

Т.н.и. «Хлопушки»

Октябрь

Р.н.и. «Гуси- гуси»

Ч.н.и. «Расходитесь»

Ноябрь

Р.н.и. «Ручеёк»

М.н.и. «.круговой»

Декабрь

Р.н.и. «Челнок»

Т.н.и. «Серый волк»

Январь

Р.н.и. «Кошки- мышки»

Ч.н.и. «Кого вам» («Тили-рам?»)

Февраль

Р.н.и. «Жмурки»

М.н.и. «Кошка и воробей»

Март

Р.н.и. «Горелки»

Т.н.и. «Скок- перескок»

Апрель

Р.н.и. «Ловишки»

Ч.н.и. «Хищник в море»

Май

Р.н.и. «Лиса в курятнике»

Т.н.и. «Лисички и курочки»

Галина Дунаева

«Подвижные игры народов Поволжья » .

Цели :

1. Закрепить знания детей о народах Поволжья .

2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского , русского, башкирского, удмуртского,марийского народов ,а также с национальностью кряшен (крещённых татар (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами) .

3. Воспитывать любовь,гордость, интерес к родному краю, дружелюбие к народам других национальностей.

Расширить знания детей о нашей многонациональной республике Татарстан.

Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья .

Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Интеграция образовательных областей :

Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям других национальностей.

Физическое воспитание- воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.

Укреплять физическое здоровье детей .

Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками народов Поволжья .

Коммуникация – введение в словарь новых слов. (юрта,чак-чак,йозек)

Материал :

1.4 больших платка («Юрта» )

2. Красивый платочек («Горелки с платочком» ).

3. Длинная веревка («Хищник в море» )

4. Куклы в национальных одеждах, орнаменты.

5. УМК аудиодиск «Песни народов Поволжья »

6. Презентация на тему : «Народы Поволжья »

I. Рассказ ведущего о республиках Поволжья . Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры ) .

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок : Торсак та без трле ирлрд

Без яшибез Рсй иленд,

Сйлшбез трле теллрд,

Алашабыз дуслык теленд.

стергн д безне чын дуслык,

Кч биргн д безг чын дуслык,

Дуслык булса, яшр гомерг

Бтен ир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок : Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья .

1. Башкирская загадка :

«На четырех парней одна шапка одета» . (Стол)

2. Чувашские загадки :

«Языка нет, а рассказывает» . (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается» . (Лиственный лес)

3. Марийская загадка :

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет» . (Трактор)

4. Удмуртская загадка :

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

5. Русские загадки :

«Что на свете всех быстрее?» . (мысли)

«Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. (пылесос)

"Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять, как его родная мать".(утёнок)

II. 1. 1 – й ребенок : Юмарт сине ире, Башкортастан,

Шуа татлы, ахры, икмге.

Игенчене батыр хезмте бу –

Кпереп пешкн арыш икмге.

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.


Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей , первой построившая юрту.

Чувашская игра «Хищник в море".


Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры . Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок» . Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки» , так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

3. Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок : Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»



Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

5. Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок : Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдн

Идел эчкн су булыр,

Иделд иген иккн,

Яшгн, кнен иткн,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок : Спросите нас : Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Татарская народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Азат, чулмк бир эле.

2 (бер, ике, ч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры : бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Мордовская игра “Раю – раю”


Для игры выбирают двух детей - ворота ; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет .

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее : щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры . Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

2. 1 – ый ребенок : Цветут необразимые

Колхозные поля,

Огромная, любимая

Марийская земля.

Марийская народная игра «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры . Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.


Кряшен халык уены «Йозек салыш уены»

Правила игры : выбирается считалочкой водящий,он берет в руки колечко а дети строятся в круг,водящий заходит в круг и начинает подходить к детям и в сложенные руки одного ребёнка кладёт колечко,не заметно от других детей . А потом водящий говорит :"У кого колечко выбегай"(ребенок выбегает из круга,если его дети поймали он остаётся в кругу а если нет то он становиться водящим)

Цель:
- формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку;
- развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений и гибкость;
- воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
Оборудование:
4 платка, 2 палки, шишки сосновые по количеству детей и мяч резин.
Ход развлечения:
Дети под музыку заходят в зал и внимательно рассматривают обстановку. Ведущий говорит, что сегодня зал украшен национальными атрибутами, которые соответствуют какому-либо народу, живущему у нас на Земле. И приглашает всех девочек и мальчиков принять участие в празднике, посвященном подвижным играм.
Вдруг из-за двери раздаются громкие, спорящие голоса Петрушки и Батырши.
Петрушка. Ты неправильно считаешься, я буду водить.
Батырша. Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.
Петрушка. Вот давай я теперь посчитаю, и узнаем, кто будет водить.
Ведущий. Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?
Петрушка. Мы хотели поиграть в игру и никак не можем договориться, кто же будет водить.
Ведущий. А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте я вам помогу: Катился горох по блюду,
Ты води, а я небуду.
Батырша. Ух, ты. Здорово! А еще знаете какие–нибудь считалочки?
Ведущий. Конечно, и наши дети всегда рассчитываются только по народным считалочкам. Вы у них спросите, они вам помогут. (ребята помогают гостям рассчитаться)

1. Я куплю себе дуду и по улице пойду
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
2. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой…
Или считалочка, в которой участвуют все играющие. Хором говорят:
Кто засмеется, губа задерется.
Раз два три четыре пять,
С этих пор молчать!
Водящим становится самый молчаливый.
Ведущий. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают много народных подвижных игр. А вызнаете?
Петрушка и Батырша: Да «Медведь», «Гуси», «Курица» «Завязки на глазах», «Бочка»…
И продолжают неправильно называть игры.
Ведущий. Останавливает гостей и исправляет их, называя правильные названия игр:
«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка-хохлатка», «жмурки», «городки».
Ведущий. Наши ребята знают не только русские народные игры, но и игры других народов.

1. Башкирская народная игра «Юрта». Развивает внимание и ловкость.
В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из них образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов дети становятся в один большой круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

2. Татарская народная игра «Продаем горшки».
Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
- Эй дружок, продай горшок!
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Один (два, три) отдай.
Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

3. Татарская народная игра «Угадай и догони». Развивает внимание и скорость.
Играющие сидят друг за другом верхом на скамейке. Первому сидящему завязывают глаза. Ведущий молча подводит к нему одного из игроков. Кладет руку на плечо и произносит «Угадай». Правильно называет имя игрока и бежит за игроком вокруг скамейки. Кто не успел, первым сесть на свободное место становится водящим.

4. Чувашская народная игра «Луна и солнце».
Две команды луна и солнце. Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

5. Удмуртская народная игра «Собирай шишки». Развивает скорость и реакцию.
Дети перед игрой выбирают «сторожа». Остальные игроки «воры». Перед началом игры все игроки кричат «наша деревня хороша». Задача сторожа - не дать похитить шишки. Игрок, до которого он дотрагивается становиться «сторожем».

6. Марийская народная игра «Биляша». Развивает силу и чувство товарищества.
На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4м. друг от друга. Играющие разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из пробегающих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед руку. Подбежавший берет кого-нибудь за руку и стараясь перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника. То становится ее пленником. Затем высылается игрок из другой команды.

7. Мордовская народная игра. «Круговой». Развивает ловкость.
Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

8. Татарская народная игра «Спутанные кони». Развивает ловкость и координацию.
Играющие делятся на две команды на линии старта. От линии старта установлены поворотные флажки. По сигналу первые игроки начинают прыжки на палках. Обегают флажки и возвращаются обратно бегом

9. Русская народная игра «Горелки».
Колонна парами. «Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо-
Птички летят
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Ведущий догоняет последнюю пару.

10. Русская народная игра «Малечена-калечена».
Дети ставят на ладонь палочку (20-30 см.) и произносят слова.
- Малечена – калечена
Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удержит палочку.
Петрушка. Ребята, какой замечательный праздник. Спасибо вам за считалки и игры которым вы нас научили. И мы обязательно будем играть в них у нас во дворе.

Батырша. И за это мы хотим вас угостить сладостями.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать

единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – город». Все содержание общения педагогов с родителями подчинено, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Эффективный компонент встреч с родительской аудиторией - практическое действие с игровым заданием, игрушкой, игровым образом, движением, так как игра является самым увлекательным способом деятельности, который знает человечество. В качестве основного контекста в сотрудничестве с семьёй педагогическим коллективом была выбрана игра, и в частности народные игры. Педагогами детского сада разработан перспективный план игротеки «Симбирские игры и забавы» для детей старшего дошкольного возраста, игры были систематизированы: описаны календарные игры, проводимые в дни праздников народов Среднего Поволжья. Работа в игротеке осуществляется с помощью персонажа – куклы Кирюши (тростевая кукла, изготовленная педагогом), у которого есть «ларец», где хранятся самые различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, хороводные игры. В работе игротеки педагоги приглашают принять участие родителей детей. Кирюша приходит к ребятам и родителям в гости и знакомит каждый раз с новой игрой. Участники игротеки вспоминают знакомые игры, правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут, вызывающий интерес к новой игре. В процессе знакомства с игрой дети и взрослые усваивают разнообразный речевой материал: попевки, считалки, загадки. Проведению календарных праздников: «Осенины», «Рождество», «Встреча весны – Благовещение», предшествует предварительная работа: приглашение родителей к разучиванию песен-колядок, хороводных игр для последующего участия в празднике.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни.

Подвижные национальные игры отражают образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовую деятельность, национальные устои и традиции. В играх проявляется национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве, стремление к идеалам.

Народные игры являются важной и неотъемлемой частью воспитания и развития детей. В процессе включения в игровую деятельность ему передаются духовные и морально-этические ценности дружелюбия и открытости к людям, гостеприимства и уважения к старшим.

Национальные подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего (умственного, нравственного, духовного, эстетического) воспитания обучающихся и поэтому они не должны быть забыты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16

города Димитровграда

Ульяновской области»

2015 год

Татарская народная игра

«Серый волк»

На площадке на расстоянии 20-30м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не заметит.

После этой переклички серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать после слов «не догонит». Ловить убегающих можно только до черты дома.

Мордовская народная игра

«Кундамак монь» (Поймай меня)

Играют две команды. Первая команда держится за руки, образуя длинную цепочку. Вторая команда делится на несколько подгрупп по 3-4 человека. По команде «Кундамак Монь», первая команда ловит подгруппы второй команды, чтобы они оказались в центре круга. Пойманные присоединяются к длинной цепочке первой команды и ловят следующие подгруппы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все подгруппы. Потом команды меняются ролями.

Правила игры: нельзя расцеплять руки в подгруппе и в цепочке, по одному игроков не ловят, игра начинается после слов «кундамак монь».